Дистанційне навчання 5 клас.

25.05-29.05   5-А - среда, пятница, 5-Б - среда, пятница, 5-В - понедельник, среда.


Тема: "Обобщающее повторение"
 



ВЕСЕЛЫХ КАНИКУЛ!!! 

18.05-22.05   5-А - среда, пятница, 5-Б - среда, пятница, 5-В - понедельник, среда.


Тема: "Заповедники, заказники, национальные парки, их значение в сохранении природы Земли."


Для сохранения редких видов растений и животных создаются охраняемые территории – заповедники, заказники, национальные парки.

Заказник – территория, на которой охраняются отдельные виды животных и растений, посещение разрешено для всех людей.

На территории заказника:
  • частично разрешена хозяйственная деятельность человека
  • запрещено оборудовать стоянки отдыха, ставить палатки, разжигать костры
  • ездить на машинах и мотоциклах
  • гулять с собакой
  • запрещена охота на некоторые виды животных


Заповедник – территория, на которой охраняется вся природа: почвы, водоемы, животные, растения – и посещение разрешено только по специальному разрешению.

На территории заповедника:
  • запрещена хозяйственная деятельность человека
  • нет промышленных предприятий
  • не распахивается земля, не скашивается трава
  • запрещена охота, рыбная ловля, сбор грибов и ягод


Национальный парк – территория, на которой охраняются ландшафты и уникальные объекты природы, посещение разрешено всем в целях отдыха.

На территории национального парка:
  • запрещена хозяйственная деятельность человека
  • нет промышленных предприятий
  • не распахивается земля, не скашивается трава
  • запрещена охота, рыбная ловля, сбор грибов и ягод
  • можно проводить экскурсии, строить гостиницы, дороги, отдыхать и любоваться природой











Домашнее задание: 
1. Прочитайте информацию на блоге.
2. Выполнить тест на сайте join.naurok.ua  Код 908306 до 25 травня. 

12.05-15.05   5-А - среда, пятница, 5-Б - среда, пятница, 5-В - понедельник, среда.
Тема: "Экологические проблемы и их решение. Охрана природы. Красная книга. Практическая работа 2. Составление Красной книги своей местности"


На сегодняшний день экологическую ситуацию в мире можно назвать – критической. Среди глобальных экологических проблем можно выделить следующие:

  • Вырубка лесов. Леса обогащают атмосферу кислородом и одновременно с этим служат домом для многих животных. Кроме этого они участвуют в круговороте воды. Деревья забирают воду из почвы, очищают ее и выделяют в атмосферу, вследствие чего повышается влажность климата. Вырубая леса, человек вместе с этим убивает и животных. По данным статистики за последние 20 лет мир потерял около 200 миллионов гектаров леса. Ежегодно вырубается 13 миллионов гектаров леса.
  • Разрушение озонового слоя. Озоновый слой – ультрафиолетовый щит Земли. Озоновый слой защищает планету от излучения, которое исходит от солнца. Если он ослабнет, то резко повысятся раковые заболевания кожи и болезни глаз. К истощению озонового слоя приводят выбросы в атмосферу фторированных и хлорированных углеводородов и галогенных соединений.
  • Сокращение разнообразия животных. Исчезновение с лица нашей планеты грозит 21% млекопитающих, 30% амфибий и 35% беспозвоночных животных. В большей степени вымирание животных происходит из-за человеческого фактора. Люди охотятся на животных, чтобы добыть трофеи. Хороший пример тому носорог и слон. Кроме животных, также исчезают и растения. Растения также очищают воздух, а резкое снижение их количества или полное уничтожение приведет к необратимым процессам. Начнется накапливание углекислого газа в атмосфере, что приведет к возникновению парникового эффекта и, в конце концов, к глобальному потеплению.
  • Загрязнение воды.  Вода – самое главное богатство земли. Воду используют в сельском хозяйстве, промышленности. После использования на заводах вода возвращается обратно в водоем в виде неочищенных стоков, которые содержат в себе много опасных примесей или мусора. За последние несколько лет огромное количество рек, водоемов было превращено в сточные канавы.
  • Отходы. Большой проблемой стоит утилизация мусора. Некоторые виды отходов трудно разлагаются или же совсем не разлагаются. Они также выделяют в атмосферу вредные вещества. Эта проблема касается не только суши, но и воды.  
  • Сокращение запасов полезных ископаемых. Наша планета богата полезными ископаемыми – нефть, уголь, газ. Чтобы добыть ископаемые, люди копают карьеры, что приводит к увеличению оползней и обвалов. Ученые предположили, что примерно через 100 лет источники этих ископаемых иссякнут. При добыче нефти может произойти ее разлив и вследствие этого может погибнуть огромное количество животных.


Загрязнение окружающей среды и пути решения экологических проблем

Посмотрите, пожалуйста, видео.
Видео №1

Видео №2





Домашнее задание: 
1. Прочитайте информацию на блоге.
2. Выписать с видео №2 животных и растения, которые находятся в Красной книге

Задание  сфотографируйте и отправляйте на Viber +380501483438. (до 18 мая)

04.05-08.05   5-А - среда, пятница, 5-Б - среда, пятница, 5-В - понедельник, среда.

Тема: "Человек - неотъемлемая часть природы. Связь человека с природой. Изменения в природе"


Человек — часть природы. Жизнь человека, как и жизнь других организмов, зависит от условий природы — достаточного количества пищи, воздуха, воды. Человек живет в окружении тел природы. Растения и животные обеспечивают его продуктами питания.

Неодинаковое количество солнечного света и тепла в разных уголках земного шара отразились на расселении людей. Так, в районах полюсов, где господствуют низкие температуры и лед, нет условий для роста и развития растений и животных, проживание людей. Вблизи экватора, где земная поверхность получает наибольшее количество тепла и влаги, никогда не бывает зимы и пышно развивается растительность. Однако и такие условия неблагоприятны для жизни людей. Сосредоточение населения наблюдается на равнинных территориях с умеренным количеством тепла и влаги. Там наиболее комфортные условия для жизни человека.


В древности человек полностью зависел от природы. В природе он находил растения для питания, добывала мясо, охотясь на зверей и птиц, ловил рыбу. Впоследствии человек окультурила различные растения, то есть научился выращивать их на специально отведенных и обработанных участках земли. Сейчас человек разводит разнообразных домашних животных, поэтому постоянно имеет мясо, молоко, яйца для своего питания.
Природа обеспечивает человека водой. И хотя воды на Земле много, но пресной, пригодной для питья и хозяйственных нужд, совсем мало. Зато использование воды стремительно возрастает. Подсчитано, что за последние 40 лет оно выросло втрое. Больше всего пресной воды уходит на орошение полей и потребности промышленных предприятий. На личные потребности человек использует ее значительно меньше. Если использование воды будет увеличиваться и в дальнейшем, то многие страны мира скоро будут испытывать ее нехватку.
Вы уже знаете, что для существования человеку необходим воздух, а точнее содержащийся в нем кислород. Его поставляют природе зеленые растения. Без воздуха человек не проживет и нескольких минут.
Следовательно, человек является частью природы, и его существование зависит от влияния природных факторов.
 Воздействие человека на природу носит негативный и позитивный характер:
  • К положительному влиянию человека на природу относят создание заповедников, заказников, национальных парков, где растения и животные обитают в естественных условиях и находятся под охраной. Такие меры позволяют уберечь от полного исчезновения редкие виды, а также расширить биологическое разнообразие видов на Земле.
  • Негативное влияние, к сожалению, наносит гораздо больший ущерб природе. Вырубка лесов, распашка плодородных земель, загрязнение окружающей среды промышленными отходами и выхлопными газами могут в кратчайшие сроки привести к глобальной экологической катастрофе.






Домашнее задание:
1. Прочитайте  информацию по данной теме.

2. Выпишите в тетрадь краткую информацию .
3. Посмотрите видео.
4. Тренировочное упражнение  https://learningapps.org/watch?v=pc9tt4ky317

27.04-30.04. 5-А - среда, пятница, 5-Б - среда, пятница, 5-В - понедельник, среда.

Тема: "Экосистемы. Животный и растительный мир своей местности"

Экосистема — это функциональное единство живых организмов и среды их обитания.

Презентация по биологии "Экосистемы - живая мозаика планеты" (5 класс)

Группы организмов в составе экосистемы:
  • производители (продуценты) - образователями органического вещества (автотрофные организмы).
  • потребители (консументы) - потребляют готовую органическое вещество (гетеротрофные организмы, преимущественно животные).
  •  разрушители (редуценты) - организмы, превращающие органические остатки в неорганические (преимущественно микроорганизмы, бактерии и грибы).


Презентация по окружающему миру на тему: "Природные и ...

Цепь питания - цепь взаимосвязанных видов, последовательно извлекающих органическое вещество и энергию из исходного пищевого вещества. Каждое предыдущее звено цепи питания является пищей для следующего звена. Например, кузнечика ест ящерица, ее ест ястреб, а ястреба (труп) питается жук мертвоед (разрушитель).

Цепи питания. 5 класс - online presentation


Домашнее задание:
1. Прочитайте параграф 49.
2. Написать в тетраде 5 примеров питательных цепей. 
3. Выполнить письменно задание 8 страница 209.
Задание 2 и 3 сфотографируйте и отправляйте на Viber +380501483438. (до 4 мая)



21.04-24.04. 5-А - среда, пятница, 5-Б - среда, пятница, 5-В - понедельник, среда.

Тема:"Влияние на организмы факторов живой природы  Взаимосвязи между организмами  Сообщества организмов"


В природе организмы живут не обособленно, а в окружении других организмов. Даже сосна, обособленно расту­щая на скале, не одинока. Её «соседями» являются разнообразные насекомые, которые живут на стволе; изредка птичка может сесть на ветку, чтобы передох­нуть, а корни дерева окружены обитателями почвы.
Совокупность организмов, живущих на одной тер­ритории, называют сообществом.
Между организмами в сообществах возникают разнообразные связи. Зачастую они свя­заны с питанием организмов. Эти связи называют пищевыми. Их можно рассмотреть на примере цепи питания. Зелёные листья дерева объедает гусеница. Её съедает воробей, который становится добычей ястреба. Запишем эту цепь питания в последова­тельности потребления одних организмов другими:
зелёный лист –> гусеница –> воробей –> ястреб.
Как видим, животные организмы не могут суще­ствовать без растительных.

Рис. 163. Связи между организмами: а) пчела — цветок; б) лев — зебра; в) гриб-трутовик — дерево; г) гусеница — растение; д) птица — птенцы; е) берёза — подберёзовик
Поселяясь на дереве, грибы-трутовики использу­ют его как место прикрепления и источник питатель­ных веществ. Гриб наносит вред дереву, истощая его и ускоряя отмирание. Поэтому трутовики — настоя­щие паразиты.
Белка
Лось







А какие связи существуют в лесу между белкой и лосем? Эти животные питают­ся разными растениями, корма в лесу для них достаточно. В этом примере организмы сосуществуют, не принося друг другу ни пользы, ни вреда.
В желудке травоядных животных жи­вут бактерии, которые помогают перева­риванию плотных стеблей растений. Бак­терии облегчают животным пищеварение, а сами получают и место обитания, и пи­тательные вещества. Следовательно, со­существование травоядных животных и этих бактерий взаимовыгодно.
Кукушки, на несколько месяцев прилета­ющие к нам из тёплых мест, — одни из са­мых полезных птиц леса. Они уничтожают множество вредителей. Кукушка съедает до 100 гусениц в день, в том числе и тех, ко­торых не едят другие птицы. От этого лесу огромная польза. Но кукушка подкладывает свои яйца в гнёзда мелких насекомоядных птиц. Птенцы кукушки, подрастая, выбрасывают из гнезда птенцов своих новых родителей. То есть связи растений и кукушки взаимовыгодны, тогда как для птенцов, выброшенных из гнезда, они вредны.

При совместном обитании между организмами возникают взаимосвязи.

5 Невероятных симбиозов животных



Домашнее задание:
1. Прочитайте параграф 48.
2.Проверьте себя. Переходите по ссылкам и Разделите живое и неживое также Среды обитания организмов.

13.04-17.04. 5-А - среда, пятница, 5-Б - среда, пятница, 5-В - понедельник, среда.
Тема: "Водная и почвенная среды обитания. Приспособления к жизни в воде и почве"

Водная среда обитания
Вода служит средой обитания для многих организмов. Из воды же они получают все необходимые для жизни вещества: пищу, воду, газы. Поэтому, как бы ни были разнообразны водные организмы, все они должны быть приспособлены к главным особенностям жизни в водной среде. Эти особенности определяются физическими и химическими свойствами воды.
Гидробионты (обитатели водной среды) обитают как в пресной, так и в солёной воде и по месту обитания делятся на 3 группы:
группы:
  • планктон — организмы, живущие на поверхности водоёмов и пассивно передвигающиеся за счёт движения воды;
  • нектон — активно передвигающиеся в толще воды;
  • бентос — организмы, обитающие на дне водоёмов или зарывающиеся в ил.
В толще воды постоянно парит множество мелких растений и животных, ведущих жизнь во взвешенном состоянии. Способность к парению обеспечивается не только физическими свойствами воды, обладающей выталкивающей силой, но и специальными приспособлениями самих организмов, например многочисленными выростами и придатками, значительно увеличивающими поверхность их тела и, следовательно, повышающими трение об окружающую жидкость.
Плотность тела таких животных, как медузы, очень близка к плотности воды.
Удерживаться в толще воды помогает им к тому же характерная форма тела, напоминающая парашют.
Территория чистой воды » Водная среда жизни

У активных пловцов (рыб, дельфинов, тюленей и др.) веретенообразная форма тела, а конечности — в виде ласт.
Их передвижение в водной среде облегчается, кроме того, благодаря особому строению внешних покровов, выделяющих специальную смазку — слизь, снижающую трение о воду.

Вода обладает очень высокой теплоёмкостью, т. е. свойством накапливать и удерживать тепло. По этой причине в воде не бывает резких колебаний температуры, которые часто случаются на суше. Очень глубокие воды могут быть очень холодными, однако благодаря постоянству температуры у животных смог развиться ряд приспособлений, обеспечивающих жизнь даже в этих условиях.

Животные могут жить на огромных океанских глубинах. Растения же выживают только в верхнем слое воды, куда попадает лучистая энергия, необходимая для фотосинтеза. Этот слой называют фотической зоной.
Так как поверхность воды отражает большую часть света, даже в наиболее прозрачных океанских водах толщина фотической зоны не превышает 
100
 м. Животные больших глубин питаются либо живыми организмами, либо останками животных и растений, постоянно опускающимися вниз из верхнего слоя.

Подобно наземным организмам водные животные и растения дышат, им требуется кислород. Количество растворённого в воде кислорода снижается с увеличением температуры. Причём в морской воде кислород растворяется хуже, чем в пресной. По этой причине воды открытого моря тропического пояса бедны живыми организмами. И наоборот, полярные воды богаты планктоном — мелкими рачками, которыми кормятся рыбы и крупные китообразные.

Просмотрите, пожалуйста, видео.


Почвенная среда обитания.


Почва — это верхний слой суши, преобразованной в результате жизнедеятельности живых существ. Это важный и очень сложный компонент биосферы, тесно связанный с другими её частями. Жизнь почвы необычайно богата. Некоторые организмы проводят в почве всю жизнь, другие — часть жизни. Между частицами почвы имеются многочисленные полости, которые могут быть заполнены водой или воздухом. Поэтому почву населяют как водные, так и воздуходышащие организмы. Огромную роль играет почва в жизни растений.

Обитатели почвы - Картинка 14456-11

Условия жизни в почве во многом определяются климатическими факторами, важнейшим из которых является температура. Однако по мере погружения в почву колебания температуры становятся всё менее заметными: быстро затухают суточные, а по мере увеличения глубины — и сезонные изменения температур.

Даже на небольшой глубине в почве царит полная темнота. Кроме того, по мере погружения в почву падает содержание кислорода и растёт содержание углекислого газа. Поэтому на значительной глубине могут обитать лишь анаэробные бактерии, в то время как в верхних слоях почвы помимо бактерий в изобилии встречаются грибы, простейшие, круглые черви, членистоногие и даже относительно крупные животные, прокладывающие ходы и строящие убежища, например кроты, землеройки, слепыши.

Введение

Просмотрите, пожалуйста, видео.


Домашнее задание:
1. Прочитайте параграфы 46,47 (выписать основные животные и растения, которые проживают в водной и почвенной средах обитания).
2. Пройти тест по ссылке https://onlinetestpad.com/hmn72hvuytj3s до 20.04. 2020

06.04-10.04. 5-А - среда, пятница, 5-Б - среда, пятница, 5-В - понедельник, среда.
Тема: "Разнообразие сред жизни. Наземно-воздушная среда, приспособление живых организмов к жизни в ней"
Жизнь зародилась на Земле приблизительно 3,7 миллиарда лет назад, по другому источнику около 4,1 млрд лет назад. Развитие продолжается и по сегодняшний день. По всем предположениям, и в дальнейшем жизнь будет продолжаться, приспосабливаясь к окружающей среде, и наличие или отсутствие человека не сможет ее прервать.
Ученые Австралии обнаружили признаки жизни на суше, и им 3,5 млрд лет. Их находки дали подтверждение, что жизнь образовалась в пресных водоемах, а не в соленых источниках. Ученые обратили внимание на эти факты и ищут подтверждение им и на других континентах.

К основным средам жизни относятся:

  • водная;
  • наземно-воздушная;
  • почвенная;
  • организменная (паразиты и симбионты).

Каждая из сред обладает своими особенностями и содержит различные организмы, которые проживают, размножаются и эволюционируют.

Наземно-воздушная среда

Эту среду представляет все разнообразие растительной и животной жизни на Земле. Развитие органической жизни на суше позволило возникнуть почве. Дальше пошло развитие растений, лесов, степей, тундры и различных животных, адаптирующихся к разным средам обитания. В результате дальнейшей эволюции органического мира, жизнь распространялась на все верхние оболочки Земли – гидросферу, литосферу, атмосферу. Все живое развивалось и приспосабливалось к резким колебаниям температур и различным средам обитания. Возникли теплокровные и хладнокровные представители животной фауны, разнообразные птицы и насекомые. В наземно-воздушной среде растения приспособились к различным условиям произрастания. Одни любят светлые теплые участки, другие произрастают в тени и влажности, а третьи выживают при низких температурах. Разнообразие этой среды представлено разнообразием жизни в ней.




Домашнее задание:

1. Прочитайте параграф 45.

2. Задание 3 (письменно) страница 192. Выполненное задание сфотографируйте и отправляйте на Viber +380501483438. (до 10 апреля)


Тема: "Факторы среды обитания на планете Земля.  Приспособления организмов к периодическим изменениям условий среды"

Условия, в которых живут организмы, называют средой жизни.
Все то, что влияет на организмы и своим действием способствует или мешает их существованию и расселению, называют факторами среды жизни.
На организмы влияют факторы неживой природы. Это освещенность, температура, воздух, влажность (для многих организмов — наличие питьевой воды).
Кроме факторов неживой природы, организмы также испытывают воздействие других организмов. Такие воздействия называют факторами живой природы. Кто знаком с выращиванием картофеля, тот знает, какой вред наносит ей колорадский жук. Кроны деревьев мешают солнечному свету проникать до травянистых растений, растущих под ними. Это примеры негативного влияния факторов живой природы. Но в живой природе существуют и полезные воздействия. Например, некоторые животные разносят семена растений, что способствует их расселению. Птицы, которые питаются насекомыми, уберечь сад от вредителей.
Изменения, повторяющиеся в окружающей среде изо дня в день, из года в год через определенные промежутки времени (периоды), называют периодическими. В природе нашей страны в течение года изменяются количество поступления солнечного света и тепла, температура воздуха, осадки. Соответственно изменяются времена (сезоны) года — весна, лето, осень, зима. Такие изменения называются сезонными.



Домашнее задание:
1. Прочитайте параграфы 42,43.
2. Представьте, что в лесу исчез углекислый газ. Для которых орган смел это наиболее опасно: улитки, масленка, клена, ландыша, амебы, крота, орешника? Почему? (письменно)
3. Напишите в тетради, какие изменения происходят с растениями животные вашей местности в разные времена года (в виде таблицы). Сделанную таблицу и задание 2 сфотографируйте и отправляйте на Viber +380501483438. (до 3 апреля)


 Тема: "Грибы и бактерии" 

1. Прочитайте параграф 40. Ознакомьтесь с особенностями грибов, бактерий и лишайников.


2. Зарисуйте в тетрадь строение шляпочного гриба.
3. Заполните таблицу используя учебник и интернет.


4. Выполнить тест на сайте join.naurok.ua Код 873615. Задание выполнить до 3 апреля (12.00)

3 коментарі: